КОКОЙКИНА О.Н.
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Важнейший принцип рыночной экономики - идти в решении экономических и социальных задач от потребителя. Внедрению этого принципа в реальную жизнь служит маркетинг - ориентированная на потребности рынка система организации и управления всеми сторонами деловой активности фирмы - от идеи и самых первых наметок разработки нового товара до его доставки покупателю и послепродажного обслуживания. Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс научно-исследовательских, организационных, экономических, правовых и хозяйственных мероприятий по выработке эффективной производственно-сбытовой стратегии предприятия и ее реализации в условиях рынка. Таким образом, маркетинг и рынок неотделимы друг от друга.
Переход экономики России
к рыночным отношениям - задача сегодняшнего дня. Те изменения, которые
уже произошли в политической сфере, экономической жизни, сознании людей,
являются необратимыми, поэтому следует поддерживать движение страны вперед.
Для этого должна быть создана, в первую очередь, рациональная система управления
экономикой. В основе управления любым видом деятельности лежит информация.
Поиск информации, ее сбор, анализ, переработка и использование полученных
результатов представляют собой сущность управления. Следовательно, вся
огромная работа по обеспечению маркетинговой деятельности фирмы (предприятия,
банка, биржи, НИИ и т.д.) не может осуществляться эффективно, если в ней
не задействована служба информации, которая решает задачи информационного
обеспечения всех видов маркетинговой деятельности, включая маркетинговые
исследования, систему ФОСТИСС (формирование спроса и стимулирование сбыта)
и др. Таким образом, информационная служба берет на себя свою долю ответственности
за конечные результаты деятельности фирмы, становится необходимым технологическим
звеном в процессе разработки, производства и реализации товара или услуги.
Следует признать, что таких информационных структур, обеспечивающих
маркетинговую деятельность предприятия, у нас практически нет, поскольку
нужда в них, из-за отсутствия в нашей стране "рынка покупателя", до последнего
времени была минимальной. Поэтому при переходе к рынку необходимо уже сейчас
строить удовлетворяющие потребностям маркетинга информационные системы.
Информационное обслуживание маркетинговых потребностей фирмы и отдельных
абонентов может строиться по различным направлениям:
1) создание специализированных библиотек, содержащих в своих фондах источники деловой информации и ведущих информационное обслуживание по всем направлениям маркетинговой деятельности ("деловые библиотеки"); опыт создания таких библиотек уже есть в Москве;
2) создание кабинетов деловой информации при крупных научных и массовых библиотеках, обладающих специальными фондами и ведущими информационное обслуживание; такой кабинет уже функционирует при ГПНТБ;
3) создание ОМИ (отделов маркетинговой информации) при крупных фирмах на базе действующих технических библиотек и отделов научно-технической информации.
Два первых типа информационных учреждений предназначены, в первую очередь, для обслуживания мелкого и среднего бизнеса, не обладающего возможностями для создания современных мощных информационных центров. Обслуживание в них ведется, как правило, на платной основе. Третий тип функционирует при крупных фирмах и обеспечивает все стороны деловой активности только своего предприятия. Они создаются и поддерживаются за счет внутренних резервов фирмы.
К маркетинговой информации, в широком понимании этого термина, обращаются самые различные группы потребителей. Это, в первую очередь, специалисты, которым необходима научно-техническая, экономическая, юридическая и другая информация для обеспечения своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это руководители, менеджеры, которым предназначена деловая информация, большую часть которой составляет финансовая, биржевая, коммерческая, статистическая и другая информация, позволяющая им ориентироваться в мире бизнеса и принимать правильные управленческие решения. И, наконец, потребители, для которых создается большая часть рекламной информации, что дает им возможность стать более активными потребителями произведенных продуктов и услуг.
Все эти направления деятельности дают современным библиотекам возможность активно участвовать в жизни страны, доказать свою необходимость и значимость, стать важным звеном рыночной экономики.